До 1764 года соборный причт имел землю и крестьян. Причту при Зарайских соборах по штату 1764 года было положено: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, дьячок и пономарь. По штату 1873 года в причте положены: настоятель – протоиерей, 1 священник – помощник, 1 диакон и 2 псаломщика. Прихода при соборе стало не положено, причту единственным источником для содержания служило совершение молебнов как в храме, так и по домам граждан и окрестных селений. Но и из этого источника, по определению епархиального съезда, причт Зарайских соборов вынужден был одну часть отдавать в пользу причта, в котором происходил молебен, другую часть в пользу епархиального женского училища, а последнюю оставлять в свою пользу.(3)(4)(5)(6)(7) 2.2.Период после 1917 года Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены. В самый трудный момент истории кремлёвских соборов их настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов (1873-1937). Согласно рассказов очевидцев, а также пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея "Зарайский кремль", отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св. Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского собора и других православных храмов. Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности. В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских. |
Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. В 1997 году изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. (1)(8)(9)(10)(11)(12)(13)(14) 3.Знаменитые церковные древности 3.1.Чудотворная икона святителя Николая Из священных предметов древности, находившихся в Николаевском Соборе в дореволюционное время, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием. Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25 1/2, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 1/4 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с амофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором. По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе: «Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году». В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано: «повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116». Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским. В окладе на иконе чистого золота около 6 фунтов, разноцветных камней 133, бурмицких зёрен 3 и 1600 жемчужин. Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, не смотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.(5) 3.2.Другие церковные древности Кроме иконы св. Николая, в соборе в дореволюционное время хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны: 1.Плащаница XV ст., шитая золотом и серебром по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой. 2.Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским. 3.Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи: «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях». В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика. На задней стороне изображено дерево, у корней которого помещён Иосиф. 4.Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся. 5.Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским. 6.Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году. 7.Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году. 8.Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году. 9.Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским. 10.Ковш серебряный, овальной формы с надписью «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст. 11.Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом: "IN HOC SIGNO VINCES" ("СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ"), а на другой – герба португальского, с двумя также круговыми надписями: «EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H." ("Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.)», принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.(5)(15) 4.Известные священнослужители Зарайских соборов - Евстафий, что «пришёл с чудотворным образом из Херсона» в 1225 году;
- Евстафий, сын его …
- Прокопий, сын второго Евстафия.
- Никита, сын Прокофьев
- Василий, сын Никитин
- Захарий, сын Василиев
- Феодосий, сын Захария
- Прот. Матвей, сын Феодосия
- Прот. Иоанн, протопопов сын Матвеев уп. в 1560 и 1578 г.
- Иосиф схимник, в миру Симеон
- Савватий (мон.) Корсунский
- Прот. Димитрий Леонтьев уп. в 1608-1625 г.
- Евстратий Димитриев уп. в 1625 г.
- Прот. Иосиф Семёнов, сын иерея Иосифа схимника – уп. с 1625-1640 г.
- Тимофей Моисеев уп. в 1625 г.
- Михаил Григорьев уп. в 1625 г.
- Григорий Голосем уп. в 1625 г.
- Иван в 1654 г. послан в Симонов монастырь на смиренье
- Гавриил уп. до 1683 г.
- Прот. Михаил уп. с 1678 до 1687 г.
- Тарасий уп. в 1678 г.
- Стефан Гаврилов р. в 1683 г. марта 3
- Прот. Наум р. в 1691 г., уп. в 1698 г.
- Кирилл Тарасьев р. в 1693 г. янв. 30
- Прот. Фома Елисьев (р. в иерея в 1694 г.) уп. с 2 апр. 1709-1713 г.
- Иосиф Стефанов р. В 1694 г. авг. 1
- Ефрем Феодоров уп. с 1695-1703 г.
- Макарий Стефанов р. в 1700 г. март. 9, ум. в 1735 г.
- Пётр Ефремов уп. с 4 июля 1703-1727 г.
- Нестор уп. с 1702 по 1715 г.
- Иаков Наумов уп. с 24 апр. 1709 по 1734 г.
- Василий Сестеров р. в 1725 г. март. 25, умер в 1734 г.
- Прот. Алексий Елисьев уп. с 15 авг. 1713 г. по 1744 г.
- Стефан Васильев уп. с 1734 г. по 1760 г.
- Иаков Феодоров уп. до декабря 1738 г.
- Пётр Алексеев Чашников р. в 1734 г. апр. 6
- Иоанн Иоаннов (на место Макария Стефанова) с 5 сент. 1735 по 1745 г.
- Никита Петров р. в 1637 г. февр. 11, ум. в 1760 г.
- Прот. Иоанн Васильев р. в 1744 г. март. 6, уп. в 1760 г.
- Григорий Фомин (на место Иоанна Иоаннова) р. в 1745 г. янв. 19, уп. в 1763 г.
- Василий Андреев уп. в 1760 г.
- Прот. Иеремия Тимофеев уп. в 1779 г.
- Прот. Алексий Иванов р. в 1800 г., умер в 1812 г.
- Матвей Григорьев уп. с 1784 по 1830 г.
- Василий Антонов уп. с 1784 по 1813 г.
- Стефан Артемьев р. в 1813 г. дек. 8
- Протоиерей Пётр Яковлевич Смирнов (р. в иерея в 1799 г. апр. 24), с 6 авг. 1812 по 1837 г.
- Василий Васильев уп. до марта 1822 г.
- Никита Стефанов Долгомослев уп. с окт. 1823 г. по 1860 г., умер 15 декабря 1871 г.
- Григорий Иванов Покровский уп. с 1834 по 1837 г.
- Протоиерей Иоанн Данилов Авдевский уп. с 1837 по 1841 г.
- Продолжение »
|