Примечания к Клировым ведомостям церквей Ряжского уезда Рязанской губернии (1) В трудах о. Иоанна Добролюбова: «…Время основания Николаевской церкви неизвестно с точностию. Из писцовых книг Григория Киреевского 137 и 138 гг. видно, что церковь эта существовала в начале 17в. В Ряжских писцовых книгах 193 года она так описывается с принадлежащей к ней землею: «…В Ряском на посаде в Ямской слободе церковь во имя Николы Чудотворца древеная клецки ветха, а в церкви образы и книги и ризы и сосуды церковные и колокола мирские…»». (2) Одна из старейших церквей Ряжска. По окладным книгам 1676 года значится «в Ряском на посаде», а по писцовым 1685г. – «в Фофоновой слободе». Все находившееся в этой церкви «образы и книги и ризы и сосуды церковныя и колокола и все церковное строенье было мирское – приходских людей, и та церковь и кладбище огорожено ныне забором, а мера тому кладбищу и с приходу с западных дверей 10 сажен, а с правой стороны от церкви 15 сажен, а с левой 12 сажен, а позади церкви от олтаря 13 сажен, а вкруг того кладбища 101 сажен». Близ Христорождественской церкви по старой писцовой книге упоминается «старое кладбище», занимавшее «в длину 10, а в поперег 8 сажен». Церковной земли по окладной книге при Христорождественской церкви «20 четвертей в поле а в дву потомуж, сенных покосов 20 копен. В приходе к церкви на посаде да в деревне Хупотке 16 дворов помещиковых резанцев и ряшен, пятдесят семь дворов драгунских и казачьих, тритцать один двор крестьянский, десять дворов бобыльских и всего 116 дворов, включая в то же число дворы попов и просвирницын. Дани с Христорождественской церкви по новому окладу 1676 года вместо 1 рубля 5 алтын 5 денег, положено 2 рубля 4 алтына 5 денег». В начале 18в. в числе приходских дворов оказалась значительная убыль вследствие того, что отошла от прихода Христорождественской церкви деревня Малая Хупотка, что «ныне словет Веденское». Из досмотров 1708 года видно, что осталось в приходе: «двор попов да дьячков да прихоцких: два двора солдацких пятидесятников, 20 дворов солдацких, да засечных сторожей из тех же солдат 18 дворов, да вдовьих солдацких жен 19 дворов, а всего 59…». Такое же количество показано и в 1734 году. В 1760 году прихожанами была куплена деревянная колокольня, бывшая при Георгиевской церкви в Захупотской слободе. Постройка нынешней каменной Христорождественской церкви вместо деревянной с приделом в честь Рождества Пр. Богородицы в Фофоновской слободе начато в 1822 году. Через три года был освящен придел, а в 1840 году – вся церковь. Усадебной земли при церкви нет. Дома причта находились на земле прихожан. Пахотной земли и сенокоса – по 33 дес. На 1883г. в приходе 247 дворов, в них 778 душ мужского пола и 821 душа женского пола. По штату 1874г.: 1 священник и 1 псаломщик. «…Из священнослужителей означенной церкви известны: Иосиф 1676-94гг. Потапий Иосифов рукоположен 1694 мая 29 Петр Исидоров род. 1700 Андрей Феоктистов уп. 1718 Марк Никифоров уп. в 1734 и 1753 Никита Романов уп.1782-1811 Трофим Иоаннов 1811-19 Прокопий Максимов Мордвиновской 1819-40 Сергий Иванов Яхонтов 1840-42 Стефан Григорьев Яхонтов с 30 ноября 1842 по 1866 Григорий Глебов уп. с 7 марта 1866-77 Михаил Иванов Надеждин – с мая 1877 по 1882 Павел Васильев Ольгин сост. с 1882г.» (о.Иоанн Добролюбов, «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»,3 том). (3) У о.Иоанна Добролюбова: «…Перенесенная из Ямской слободы в Захупотскую – деревянная церковь первоначально именовалась Георгиевской, в ней, как видно из писцовой книги, «образы и книги и ризы и сосуды церковные и колокола и псякое строение мирское прихоцких людей, и та церковь и кладбище ограждено забором /…/ vмера тому кладбищу с приходу с западных дверей 10 сажен, а в правую сторону от церкви 15 сажен, а в велые стороны 8 сажен, а позади олтаря 20 сажен, а вкруг той церкви и кладбища 95 сажен, а церковной земли не межевано, потому что та церковь построена на драгунской земле, а драгунские земли не межеваны; да и в той же Захупотской слободе два кладбища пустых, запустели издавна, а те кладбища ныне огорожены.» По окладной книге 1676 года при Георгиевской церкви /…/ занчатся 114 приходских – драгунских да казачьих дворов Под 1734 годом при Георгиевской церкви при 170 приходских дв. Земли показано только 6 четвертей, а а сена 20 копен. Вместо деревянной Георгиевской церкви существующая ныне каменная Скорбященская построена в Захупотской слободе в 1830 году /…/ Из священно-служителей означенной церкви известны: Андрей уп. с 1676 –1684 Иларион Андреев рук. В 1684 г.дек 31 Иларион Иродионов рук. В 1700 янв 6 Иулиан уп.с 1716-29гг Андрей Меркуриев рук.в 1729г. мая 21 Василий Иоаннов уп.в 1712-42гг. Иоанн Васильев рук.в 1742 авг.31 Макарий Григорьев рук. В 1760г. Василий Григорьев рук. 1784г. Николай Макарьев Сардановский уп. с 14 апр.1807-1840гг Димитрий Николаев Сардановский уп. с 15 ноября 1840–1850гг. Иоанн Григорьевич Полотебнов сост. С 25 окт. 1850г…». (4) У о.Иоанна Добролюбова: «…Церковь св.муч.Димитрия Селунского находилась «на посаде с Стрелецкой слободе» и сгорела в 179 (1671) году В окладной книге 1676 года она значится «пустовою», приходом которой владеет Покровский поп Савва. «Тое пустовой церкви церковные пашни было четыре четверти в поле, а в дву потомуж, а сколько сенных покосов – поп Савва не сказал». В приходе числилось 16 дворов стрелецких, 2 двора бобыльских, В писцовой книге 193 года упоминается пустое церковное кладбище, на котором прежде была Дмитриевская церковь. «а меры тому кладбищу длины 10 сажен, поперег 8 сажен и то кладбище огорожено…». (5) У о.Иоанна Добролюбова: «…В Ряжских писцовых книгах 193 года упоминается «место церковное пустое, что прежде была церковь во имя святаго Христова мученика Еоргия по Московской дороге, что ездят в Ряской, а та церковь перенесена в Захупотскую слободу по челобитью захупотских драгунов» Время упразднения этой церкви не известно. По окладной книге 1676 года Георгиевская церковь в Ямской слободе также не упоминается. Вокруг кладбища, бывшего при Георгиевской церкви, было /…/ «по мере сорот три сажени, да у того ж церковного кладбища церковной земли, где жили попы и церковные причетники, подле Ряские проезжия дороги от Ямския слободы от огуменников поперег 62 сажени, а в левую сторону в длину до той же Московския дороги по мере 40 сажен; а писано то церковное кладбище по сказке Ямского старосты Петрушки со товарищы; и то кладбище огорожено по наезду писцов». Кроме того, в тех Ряжских писцовых книгах упоминается «позади Ямския слободы к большой проезжей дороге пустое церковное место, а как церковь во имя была, тово сказали ямщики не помнят, а запустела она из давних лет от литовского разоренья; а по мере вкруг тово кладбища 39 сажен, и то кладбище огорожено». Во время междуцарствия, как известно, город Ряжск был разорен и сожжен Лисовским, след., к началу 17в. должно быть отнесено и уничтожение церкви, находящейся за Ямской слободой…». (6) Далее – п/с иереев Александро-Невского женского м-ря Ряжского уезда |