Всероссийское Генеалогическое Древо

ДУХОВЕНСТВО

Автор: Кутаев Владимир Степанович – М., 2011

 

 

(Иллюстрация: Корин П.Д. Русь уходящая. 1935-1959)

История духовного сословия как части народа христианского, несущего на себе особое служение в церкви, неотделима от истории Церкви, как и, впрочем, от истории Государства Российского.

Русская Церковь разделяла судьбу народа и Государства как в трагические годы, так и в триумфальные, славные эпохи, а потому основные этапы истории Церкви и Государства Российского были общими. В то же время особое назначение и служение Церкви, являющейся Богочеловеческим учреждением, порождает свои особенности. В принятой церковной наукой периодизации истории Церкви выделяются шесть периодов (1, стр 26-31). Среди них особое место занимает четвертый период, так называемый синодальный. Именно в это время, в XVIII веке окончательно сложилось в Росси духовенство, как особое сословие.

Реформы Петра I, на фоне преодоления церковного раскола, времен Патриарха Никона, и ослабления церкви, а также упразднение института Патриаршества, складывали новый облик государства, в котором абсолютизм государственной власти нового петербургского периода существенно отличался от старомосковского самодержавия. Правительство смотрело на Церковь теперь как на одно из учреждений государственного аппарата, для чего понадобилось сломать старый строй церковного управления, построенный на сочетании соборного начала и Первосвятительства, а на его место учредить новую, синодальную систему (Святейший Правительствующий Синод).

В результате новой системы управления и взаимоотношения Церкви и Государства сложилась особое российское духовное сословие, отличающееся чрезвычайной замкнутостью. Выйти из него, равно как и войти из другого сословия, было весьма трудно. К этому времени на приходах закрепляется практика наследования церковных должностей. В ней были заинтересованы священно и церковно служители, имеющие большие семьи, и часто дом на церковной земле, построенный собственными силами, или приобретенный у предшественника по должности. Единственный путь оставить дом семье после ухода за штат служителя - это передать одному из сынов своих должность, или выдать замуж дочь свою за человека, способного занять освободившееся ("праздное") место. В таком решении были заинтересованы и правящие епископы, желающие разрешить проблемы быта духовенства, а кроме того, иметь подготовленных ставленников на своих приходах, замещая праздные места детьми лиц духовного сословия. В то же время светские власти всячески стремились уменьшить число церковнослужителей на приходах, то путем укрупнения приходов, и ликвидации малых, то прямым сокращением штатов. Преследуя цели максимального сбора налогов с населения, власти стремились в проводимых ревизиях выявить "лишних" церковников, живущих при приходах, но не состоящих на штатных должностях. Следует заметить, что отнесение духовенства к привилегированному сословию, весьма условное. Указ 1720 г о введении подушной подати распространялся также на белое духовенство и их сыновей, за исключением самих священнослужителей, которые попадали в особый список. Все протесты Святейшего Синода поначалу оставались безрезультатными, пока, наконец, через 2 года, 4 апреля 1722 г, не вышел императорский указ с разъяснением правовых недоразумений. Свободными от уплаты налогов объявлялись все действующие священнослужители и члены их семей; церковнослужители, не являющиеся же сыновьями таких священнослужителей, обязаны были платить подушную подать. В 1723 году от подушного налога были освобождены также заштатные священнослужители, но не их сыновья (2, стр 339).

Весьма сложное материальное положение приходского духовенства священноначалие и светские власти пытались облегчить наделением приходского клира землей. Церковная земля стала основой материального обеспечения приходского духовенства (2, стр 366). Тем самым оно было вынуждено само заниматься обработкой земли, по своему образу жизни ничем не отличаясь от крестьян. Для поощрения занятий духовенства землепашеством в 1840 г в семинариях были введены новые учебные предметы: сельское хозяйство и естествоведение (2, стр. 368). Митрополит Филарет, который еще в 1826 г. в своей записке, поданной лично императору, рекомендовал наделение землей, начал теперь сомневаться, полагая, что из-за этого могут пострадать пастырские обязанности духовенства: "Если по обстоятельствам места возложит он (священник) руки на рало, то редко будет брать в руки книгу". (2, стр 368).

Человеку, приступившему к практическому исследованию генеалогии духовенства, необходимо знать, что к духовному сословию относились люди духовного звания, как священно, так и церковно служители. Подавляющая часть духовенства служила в приходских церквях. Следует заметить, что большая часть из приходов России той поры представляла собой сельские приходы. Церковные должности и их названия претерпевали некоторые изменения, в связи с различными обстоятельствами и реформами. Основу духовенства составляли священнослужители в трех степенях : епископ, священник, диакон. Епископ в РЦ всегда был выходцем из черного духовенства, т.е. из монашествующих, и обладал полнотой церковной власти, надзирая как над монашествующими монастырей, так и над белым духовенством, которое жило в браке и имело семьи. Помимо названия "священник" в нашей церкви усвоилось также названия, заимствованные из греческой церкви: "пресвитер", "иерей", а также производные от них "протопресвитер", "протоиерей". Для черного духовенства приняты названия: иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит. Насельниками монастырей являются также послушники, монахи, постриженные в рясофор или в мантию. Постриженные в схиму (схимонахи, схии еромонахи, схиигумены, схиархимандриты) имели самую высокую степень отречения от мира и аскетику). Должности черного духовенства, служащих в монастырях, можно найти в  Уставе для монашествующих (www.reshma.nov.ru/doc/ustav_mon.htm).

Полный приходской притч состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря, сторожа, просфорни (просфорницы). В больших приходах, бывало по два священника, дьячка и пономаря, в соборных церквах по два сторожа. Часто и просфорниц было не менее двух. При этом все клиры стремились совмещать некоторые должности в приходе, так пономарь часто выполнял функции сторожа. В клировых ведомостях не всегда указывалась просфорница, которая, как правило, была вдовой умершего при сем приходе священнослужителя или причетника. Церковные реформы, проводимые в 1867-1871 годах по инициативе обер-прокурора Д.А.Толстого, отменили сословную замкнутость духовенства: юридически была уничтожена наследственная передача церковных мест, а затем и принадлежность к духовному сословию, светские учебные заведения стали доступны для детей клириков (1, стр. 273, 125). Тогда же из духовного ведомства были исключены певчие, звонари, церковные сторожа, сверхштатные псаломщики и все взрослые дети клириков. В духовном чине оставались лица, состоящие на действительной церковной службе.

Псаломщики вначале не входили в духовное сословие и были из числа мирян, служивших при городских соборах. Позднее псаломщиком стали называть служащих при церкви служителей. Это звание было утверждено 16 февраля 1885 года определением Священного Синода. Причт обычно состоял из священника, диакона (редко) и псаломщика. Псаломщик обеспечивал проведение богослужений в церкви, сопровождал священника при выполнении им треб, исполнял должность письмоводителя на приходе и в церкви. Он вел метрические книги, обыскные книги, исповедные росписи, клировые ведомости. Указом Святейшего Синода за №49 от 05.01.1888 года произошел очередной пересмотр штатов церквей в сторону их уменьшения. Именно с этого времени в большинстве приходов пономарские вакансии были упразднены . Приходские старосты из мирян были введены специальными инструкциями, по инициативе Петра I, выбирались на приходских собраниях и утверждались правящим архиереем, получали определенные награды и в духовное сословие не включались.

Следует указать, что в 1-ой и 2-ой ревизиях священников в документах называли "поп" или "протопоп" (старший из священников), с третьей ревизии в документах уже писали "священник", "протоиерей", наименование "поп" в дальнейшем не использовалось и считалось не благочестивым.

Особенностью синодального периода РПЦ является выделение среди духовенства три особые группы: военно-морское, придворное и зарубежное. ВМД было образовано по личной инициативе Петра I, чтобы обеспечить духовное окормление и регулярное отправление богослужений в армии и на флоте. С 1706 г. с приходов стал взиматься особый сбор - "подможные" деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. В армии назначался обер-священник, во флоте - обер-иеромонах. В первый период военное духовенство еще не было объединено в особую группу и в мирное время подчинялось архиерею той епархии, где был расквартирован полк. (2, cтр. 382, 383) В 1797 г все войсковое и флотское духовенство было подчинено обер-священнику армии и флота, которым стал протоиерей П.Я.Озерцовский, вошедший в Святейший Синод (1800 г.), и награжденный митрой, с пожалованием звания главного обер-священника. В позднейшие времена главный священник военного духовного ведомства назывался протопресвитер (1890 г.). Многие церкви военного ведомства являлись одновременно приходскими церквами, особенно в Западном крае, в Польше, Сибири и Центральной Азии, и поэтому священники этого ведомства обладали правом выполнять требы местного населения в мирное время (2, стр 384). В случае необходимости воинским частям придавались также католические священники, евангелические пасторы, мусульманские муллы и даже представители буддийского духовенства (2, стр 385).

Придворное духовенство существовало уже в Московской Руси. Во главе его обычно стоял царский духовник, надзирающий за храмами и духовенством дворца. Некоторые московские соборы, например, Благовещенский, считались дворцовыми храмами, и их духовенство причислялось к придворному. С увеличением царской семьи в XVIII и XIX вв росло число дворцов, в которых непременно имелись домашние церкви. Духовник царя, которому были подчинены эти церкви с их приходами, носил звание протопресвитера придворного духовенства и по своему рангу следовал сразу за епископами.

Православное духовенство за рубежом - при посольствах, дипломатических миссиях, некоторых консульствах и при дворах членов царского дома, проживающих за пределами России - принадлежало к ведомству МИД, а в церковном отношении с 1867 г подчинялось Петербургскому митрополиту. Его назначение и увольнение производилось Священным синодом по согласованию с министром иностранных дел (2, стр 385).

Восстановление родословной лиц духовного сословия облегчается существовавшей практикой наследования приходских должностей, что часто позволяет, используя фонды одного регионального архива, проследить жизнь нескольких поколений конкретного духовного рода. В то же время, существующие церковные традиции духовного сословия изменять фамилию по различным поводам, иногда, усложняет поиск и восстановление родословных связей. В 1847 году принятый Указ Императора, запрещающий произвольно изменять фамилии священно и церковно служителям и придерживаться принятой традиции, хотя и был удерживающим фактором в этом явлении, но, как показывают исследования, не исключил полностью такого обычая.

Следовало бы отдельно сказать о тех священно и церковно служителях, которые оказались в расколе (старообрядцы), или в не подчинении, полном или частичном, официальной Церкви групп: обновленцев и Русской Зарубежной церкви. В некоторых отечественных архивах и библиотеках имеются особые малочисленные фонды, в которых сохраняются данные по раскольникам. Что касается обновленцев, то хотя в некоторых хранилищах, есть фонды, обозначенные как обновленческие, отнести всех персоналий, указанных в этом фонде, к обновленцам - неправомерно. Многие из них служили вынужденно под руководством идеологов обновленчества, часто доминирующих во многих епархиях, оставаясь по своему мировоззрению традиционно-православным духовенством. Представляется, что объединение Зарубежной РЦ с Московским Патриархатом создает в настоящее время благоприятные условия для восстановления родословной духовенства, оказавшегося за пределами России.

Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при "одобрительном" поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.

Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для "излишних" детей духовенства периодически устраивались так называемые "разборы", при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты.

Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковно-служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.

Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.

На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь изменения сословия.

Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака).

Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.

Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, а также ставленнические грамоты. Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей).

Правами, в основном аналогичными православному духовенству, в России пользовались духовные лица армяно-григорианской церкви. Протестантское духовенство пользовалось правами почетных граждан. Духовные лица нехристианских исповеданий либо получали почетное гражданство после определенного срока исполнения своих обязанностей (мусульманское духовенство), либо не имели никаких особых сословных прав, кроме принадлежавших им по рождению (иудейские духовные лица), либо пользовались правами, оговоренными в особых положениях об инородцах (ламаистское духовенство).

 

Источники

1.Православная энциклопедия. РПЦ, том общий, М, Церковно-научный центр "Православная энциклопедия"

2.И.К.Смолич История Русской Церкви 1700-1917 года, книга 8, часть 1, Изд. Спасо-Преображенского валаамского монастыря, М, 1996 г.

 

Возврат на страницу: Сословия Российской Империи

 

Если у вас есть собственный Интернет-сайт, мы не будем возражать против перепечатки нашей статьи при условии сохранения ее целостности, указания автора и гипертекстовой ссылки в виде:

<a href="/index/0-1035">Духовенство. Автор: Кутаев В.С. - М., 2011 гг.</a>

©Все права защищены законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материалов обязательна ссылка на автора соответствующей статьи и активная ссылка на сайт "История и генеалогия. Библиотека знаний"

 

© M-Rodoslovnay

Сделать бесплатный сайт с uCoz