СОБОР НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ЗАРАЙСКЕ Исследовательская работа. Автор: Кутаев Владимир Степанович - М., 2011 год. | ||
Собор Николая Чудотворца в Зарайске – православный храм Московской Епархии Собор Николая Чудотворца в Зарайске | ||
1.Общая информация Собор Николая Чудотворца в Зарайске - православный храм Московской Епархии Русской православной церкви, освящённый в честь святого Николая Чудотворца. Обиходное название - Никольский собор; Николаевский собор; Николы собор; Николы Угодника собор; Николая Мирликийского собор; Свято-Никольский собор; Святоникольский собор. Собор расположен в городе Зарайске Собор Николая Чудотворца в Зарайске | ||
2.История 2.1.Период до 1917 года Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в городе Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII века и современно принесению иконы св. Николая из города Корсуна в пределы Рязанского края. Великий князь Рязанский Юрий Игоревич, повествуется в сказании о принесении иконы св. Николая, «услыхав приход чудотворящего образа, взяв с собою епископа Евфросина Святогорца, пошёл в область сына своего, и увидев от чудотворного образа великие и преславные чудеса, во граде именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая. Помощью же Божьей вскоре храм был создан и освящён епископом Евфросином. В том храме образ Корсунский поставлен был и благоверный великий князь вместе с епископом Евфросином с великой радостью отбыл в свой град Рязань.» | ||
Время построения, вместо деревянной, каменной церкви Николая с точностью неизвестно, но в книгах Зарайского города посадким и чернослободским людям (1625) году – соборная церковь «во имя Николы чудотворца Зараского» значится каменною и при этом замечено, что со слов протопопа Никиты что в «прошлом 1622 году, по Государеву указу, прислан из Москвы из приказу большого дворца сытник Богдан Десятов, да подьячий Олексий Блудов, и Божьей милостью – образы и книги, и великое церковное строение переписывали в книги переписные Московского приказа Большого Дворца. Не имея под рукою описания собора, составленного Богданом Десятовым, мы можем только предполагать, что присылка его из Москвы находится в непосредственной связи с построением каменного Никольского Собора, в котором всякое церковное строение «исстари было Государево». |
Памятная табличка на стене Собора Николая Чудотворца в Зарайске | |
По наружнему своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырёхугольника, длиною 34, шириною 20 и высотою 24 аршина, с 5 главами на коих кресты осьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкими и малыми, совершенно утратил характер древности, меньше пострадала от переделов паперть у западной стороны собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменных столбах с капителями и базами. | ||
Точного указания на время устройства внутри собора, находящегося там трёх ярусного иконостаса, до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу XIX века, то без сомнения к последним годам прошлого столетия. В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переустановлен, причём позолота на нём была прочищена, иконы исправлены; в числе их находится не мало – древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно придти к какому-либо выводу относительно их древности. Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма, в которой повествуется: «1760 году сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче братию сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского. В 1849 году стены возобновлены внутренним и наружным писанием». |
Внутренний интерьер Никольского Собора в Зарайске, начало XX века | |
До 1764 года соборный причт имел землю и крестьян. Причту при Зарайских соборах по штату 1764 года было положено: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, дьячок и пономарь. По штату 1873 года в причте положены: настоятель – протоиерей, 1 священник – помощник, 1 диакон и 2 псаломщика. Прихода при соборе стало не положено, причту единственным источником для содержания служило совершение молебнов как в храме, так и по домам граждан и окрестных селений. Но и из этого источника, по определению епархиального съезда, причт Зарайских соборов вынужден был одну часть отдавать в пользу причта, в котором происходил молебен, другую часть в пользу епархиального женского училища, а последнюю оставлять в свою пользу.(3)(4)(5)(6)(7) 2.2.Период после 1917 года Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены. В самый трудный момент истории кремлёвских соборов их настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов (1873-1937). Согласно рассказов очевидцев, а также пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея "Зарайский кремль", отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св. Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского собора и других православных храмов. Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности. В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских. | ||
Поруганным и осквернённым Никольский Собор оставался до 1990-х годов. В нём сначала размещалась музейная экспозиция, потом архив и хозяйственный склад. В годы советской власти храм находился в поругании, а чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959-1961 гг. внешние формы собора были восстановлены. В 60-е годы прошлого века в целях дальнейшего улучшения дела по охране памятников архитектуры, Никольский Собор в городе Зарайске был отнесён к памятникам архитектуры РСФСР, подлежащих охране и имеющих государственное значение. | Памятная табличка на стене Собора Николая Чудотворца в Зарайске | |
Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. В 1997 году изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. (1)(8)(9)(10)(11)(12)(13)(14) 3.Знаменитые церковные древности 3.1.Чудотворная икона святителя Николая Из священных предметов древности, находившихся в Николаевском Соборе в дореволюционное время, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием. Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25 1/2, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 1/4 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с амофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором. По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе: «Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году». В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано: «повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116». Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским. В окладе на иконе чистого золота около 6 фунтов, разноцветных камней 133, бурмицких зёрен 3 и 1600 жемчужин. Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, не смотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.(5) 3.2.Другие церковные древности Кроме иконы св. Николая, в соборе в дореволюционное время хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны: 1.Плащаница XV ст., шитая золотом и серебром по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой. 2.Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским. 3.Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи: «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях». В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика. На задней стороне изображено дерево, у корней которого помещён Иосиф. 4.Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся. 5.Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским. 6.Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году. 7.Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году. 8.Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году. 9.Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским. 10.Ковш серебряный, овальной формы с надписью «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст. 11.Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом: "IN HOC SIGNO VINCES" ("СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ"), а на другой – герба португальского, с двумя также круговыми надписями: «EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H." ("Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.)», принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.(5)(15) 4.Известные священнослужители Зарайских соборов
|
©Все права защищены законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материалов обязательна ссылка на автора соответствующей статьи и активная ссылка на сайт "История и генеалогия. Библиотека знаний" !
|
© M-Rodoslovnay |