Всероссийское Генеалогическое Древо

ХАРЬКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Исследовательская работа. Автор: Кутаев Владимир Степанович, М., 2011 год.

Ха́рьковская и Богоду́ховская епа́рхия — епархия Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Центр епархии, кафедральный собор и резиденция правящего архиерея находятся в Харькове. Объединяет приходы и монастыри каноничной Православной Церкви на территории Харьковской области.

Учреждена в 1799 году как Слободско-Украинская и Харьковская.

Содержание

1.История

1.1.В составе Белгородской епархии

1.2.Получение самостоятельности и дальнейшая история епархии

1.3.Харьковская епархия в XX веке

1.4.Архиерейский собор УПЦ 1992 года

1.5. Епархия в 1990-е годы

2.Современное состояние

2.1.Герб епархии

3.Список архиереев Харьковской епархии Московского Патриархата

4.Список викарных архиереев Харьковской епархии Московского Патриархата

4.1.Епископы Сумские

4.2.Епископы Старобельские

4.3.Прочие викарии

5.Список монастырей Харьковской Епархии

5.1.Современность

5.2.Монастыри, которые ранее входили в состав епархии

6.Святыни

7.Посещение епархии Предстоятелями Православных церквей

8.Примечания

9.Литература

10.Ссылки

Свято-Благовещенский кафедральный собор в Харькове

Основная информация

Страна

Украина

Епархиальный центр

Харьков

Площадь

31 415 км²

Основана

16 (27) октября 1799 года

Кафедральный храм

Свято-Благовещенский собор

Количество храмов

313 приходов;  3 монастыря (на 2011 год)

Сан правящего архиерея

митрополит

Титул правящего архиерея

Харьковский и Богодуховский

 

Сайт

http://www.eparchia.kharkov.ua/

1.История

Православие появляется на территории современной Слобожанщины задолго до основания города Харькова[1]. Еще в XI—XII столетиях оно проникает сюда вместе со славянской колонизацией. Влияние шло со стороны соседних княжеств — Переяславского и Черниговского, Суздальского и Рязанского, Тмутараканского. Однако опустошительные татарские набеги опустошили эту землю и до XVI—XVII веков эта земля оставалась незаселенным Диким полем.

Начавшиеся утеснения украинского населения поляками вызвало целую волну переселений с Правобережной и Западной Украины на пустующие земли Слобожанщины, где не было поляков и религиозных гонений на православие.

Массовой народной колонизации предшествовала монастырская колонизация пустующих земель. В Диком поле возникают такие монастыри как Святогорский, Краснокутский, Куряжский, Дивногорский… Рядом с монастырями возникали поселения. Монастыри влекли переселенцев к себе не только желанием жить рядом со святой обителью, но и крепкими монастырскими стенами, за которыми можно было спрятаться от татарских набегов.

Слобожанщина в XVII веке заселялась переселенцами с Правобережной Украины. На новое место они часто везли не только церковные сосуды, богослужебные книги и прочую церковную утварь, но и свои церковные традиции. Эти традиции значительно отличались от северорусских, московских обычаев. Сюда входили, например, выборы прихожанами священно- и церковнослужителей, организация братств, школ и богаделен. Первые священники, часто также приезжали вместе с переселенцами.

Население Слобожанщины с самого начала было многонациональным, кроме украинцев — переселенцев, значительную часть населения составляли русские — служилые люди, присылаемые Москвой для помощи переселенцам.

Духовная жизнь была в то время одной из важнейших страниц в жизни переселенца, потому приходские храмы возникали на новом месте одними из первых. Так, первых храм Харькова — Успенский, был построен за год — с 1657 по 1658 гг. А уже в 1659 году насчитывалось 3 церкви — Успенская, Благовещенская и Троицкая. К 1663 году появилось еще 2 церкви — Рождественская и церковь в честь Архангела Михаила. Храмы строились силами переселенцев.

Большинство этих храмов возникало не на территории самой Харьковской крепости, а по слободам. Харьковская крепость была небольшой по размерам и уже не могла вмещать всего населения, которое хотело поселиться здесь. Поэтому рядом с самой крепостью возникают небольшие поселения — слободы. Поскольку они находились недалеко от крепости, их население во время татарского набега могло спрятаться в самой крепости. А крепостные стены не мешали населению слобод заниматься сельским хозяйством и ремеслами.

Первые церкви строились из дерева и первоначально были очень бедными. Бедность Успенской церкви вызвала в московском воеводе Офросимове, который привык к пышности храмов, огромное возмущение, которое он описал в своем донесении царю:

«…А образов местных и деисусов нет — черкасы молятся бумажным листам, своему литовскому письму и стенам, а книг и заводу никаких нет, и за тебя, великий государь, молить Бога не по чем; только лгут Богу и десятой части хвалы Богу не воздают. Нет Евангелия напрестольнаго, ни служебника, ни требника, ни триоди постной, ни трифолоя, ни апостола, ни минеи, ни октоиха, ни шестоднева, ни псалтири следованной, ни евангелия толковаго. И о том вели свой милостивый указ учинить, чтоб было по чем за тебя, великий государь, молить Бога. А я, видячи их маловерие, что поклоняются бумажным листам и стенкам, для того к тебе и писал. И о том, как ты, великий государь, укажешь»

— Багалій Д.І. Історія Слобідської України. — Харків: Основа, 1990 р. — С.180-181

Первыми харьковскими священниками были — священник Еремеище, священник Василище и диакон Иосипище (как они себя именовали в челобитной московскому царю).

Бедность первых храмов вынуждала клир часто обращаться к царю с просьбой материально помочь новым храмам и бедствующему клиру.

Но с ростом города поднималось и благосостояние церквей. В 1685—1687 гг. в городе строится первый каменный храм, который сохранился до нашего времени — Свято-Покровский.

До 1667 года Харьковская церковная жизнь находилась в прямом ведении Московского патриархата; с 1667 по 1799 год территория входила в состав Белгородской епархии.

1.1.В составе Белгородской епархии

В это время церковной жизнью в Харькове и Харьковском полку управлял Соборный протопоп, или духовный управитель — настоятель Успенского Собора. В ведении Харьковского протопопа находился кроме Харьковского еще и Валковский уезд и часть Волчанского. Его правление называлось Протопопией или духовным двором. Все архиерейские распоряжения, которые касались церквей харьковского полка, шли именно к нему. К Протопопу обращалась и местная власть относительно церковных вопросов. В других полковых городах Слобожанщины были свои протопопы. В 1744 году в Харькове создается Духовное Правление, в которое кроме протопопа входили еще два члена — проповедник и один ученый священник. Эта реорганизация была связана с тем, что один протопоп не справлялся со всеми местными делами и часто даже мельчайшие дела отправлялись в Белгородскую Духовную Консисторию, усложняя ее деятельность. В 1758 году на 94 церкви, которые входили в ведание Харьковского Духовного Правления приходилось 3 протоиерея, 114 священников, 5 диаконов, 62 дьячка, и 23 пономаря. Весь округ Духовного управления делился на 5 отделений — Харьковское ведомство (управляемое протопопом), Валковское, Нововодолажское, Ольшанское и Золочевское наместничества, которые руководились наместниками из старших священников. Духовное управление было соединительным звеном между Белгородской Духовной Консисторией и отдельными приходскими священниками. Оно же рассматривало и некоторые мелкие дела своего округа.

Список Харьковских протопопов:

*Еремей

*Иван

*Захария Филимонович.

*Панкратий Филимонович.

*Петр Андреев.

*Яков Ревковский 1707—1716.

*Яков Петрович Сенютович 1719—1722 гг.

*Григорий Александров 1722—1764 гг.

*Стефан Флоринский 1764—1769 гг.

*Михаил Иванович Шванский 1769—1790 гг.

*Иоанн Андреевич Гилевский 1790—1795 гг.

*Андрей Семенович Прокопович с 1795 г.

В 1726 году был основан Харьковский Коллегиум. В свое время там преподавал известный украинский философ — Г. С. Сковорода. 26 февраля 1764 года был провозглашен Манифест о секуляризации церковных владений, по которому монастырские земли были переданы в собственность государству. В 1786—1788 гг. секуляризация была проведена в южных губерниях России и Украине. В это время было расформировано множество монастырей.

1.2.Получение самостоятельности и дальнейшая история епархии

16 (27) октября 1799 года указом императора Павла I была образована Слободско-Украинская епархия, выделенная из Белгородской епархии.

Первым её епископом стал Христофор (Сулима) с титулом «Слободско-Украинский и Харьковский»; с 13 февраля 1836 года по 5 июня 1945 года титул был «Харьковский и Ахтырский»; а с 5 июня 1945 года — «Харьковский и Богодуховский».

В 1866 году в епархии было учреждено Сумское викариатство.

В XVII—XVIII веках главным храмом города был Свято-Успенский собор. После основания самостоятельной епархии кафедральным собором стал Покровский, а Успенский преобразован в «градский собор». В 1846 году, по синодальному указу, архиерейская кафедра была перенесена из Покровского в Успенский собор. «Градским собором» стала именоваться Благовещенская церковь, а с 1863 — Воскресенская. В 1865 году Синод обнаружил полную ненадобность титула «Градский собор» и право именоваться собором осталось лишь у Свято-Успенского храма.

В 1800 году на территории Свято-Покровского монастыря была открыта Духовная Консистория. В 1841 году началось внедрение нового устава Духовных Консисторий, который унифицировал церковное управление на уровне епархии. Епархия разделялась на церковные округа — протопопии, которые соответствовали уездам и управлялись протопопами и духовными правлениями — соответствующими коллегиальными органами. Протопопии разделялись на благочинные округа, а те — на приходы. Со временем институт протопопии ослабел, а в 1840 году он был ликвидирован.

В 1840/41 учебном году в Харькове была организована Духовная Семинария на базе бывшего Коллегиума.

Ко времени основания епархии в Харькове насчитывалось 10 церквей: Покровская, Успенская, Николаевская, Благовещенская, Дмитриевская, Рождественская, Воскресенская, Михайловская, Вознесенская и Мироносицкая, которая была кладбищенской.

Если в 1799 году в епархии было 673 церкви, то через 100 лет их насчитывалось более 1000. В начале XX века на Харьковщине было около 800 церковно-приходских школ и около 20 монастырей. Всего на Харьковщине на 1904 год насчитывалось 950 церквей, 10 монастырей, 1360 священников и диаконов. В самом городе насчитывались 42 церкви. В 1912 году в Епархии было 952 церкви, 75 часовен; 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 1 женская община; духовная семинария, 3 духовных училища, епархиальное женское училище, 816 церковных школ; 777 библиотек при церквях; 7 больниц и 27 богаделен.

16 октября 1843 года по докладу обер-прокурора Священного Синода император Николай Павлович утвердил просьбу жителей Харькова о введении крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были происходить 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля(из Харькова в Куряж) в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля). Он стал главным городским духовным праздником.

В 1821—1841 гг. велось строительство колокольни Успенского собора(89,5 м), которая превосходила по высоте колокольню Ивана Великого в Москве.

Во второй половине XIX века в Харькове выходило 14 духовно-просветительских изданий, в частности философско-богословский журнал «Вера и разум», журналы «Духовный вестник», «Духовный дневник», «Благовест», газета «Харьковские Епархиальные Ведомости», другие издания.

1.3.Харьковская епархия в XX веке

С 14 мая 1914 года по апрель 1917 года (снова избран в августе того же года) Харьковскую кафедру занимал Антоний (Храповицкий), впоследствии первый предстоятель Русской Православной Церкви заграницей.

В 1920-е в церковной жизни харьковщины доминировало «обновленческое» движение Российской Церкви. Партийно-государственный органы прилагали усилия к полной ликвидации Патриаршей Церкви («тихоновщины»); газета «Известия» от 18 апреля 1923 года сообщала: «<…> На этих днях среди харьковского духовенства закончена ликвидация последних остатков тихоновщины. В результате арестовано 16 священников, во главе с епископом Павлом, и 2 черносотенца — Стеценко и Губиев. Черносотенные попы будут высланы из пределов Украины.»[2]

В октябре — декабре 1923 года в Харькове состоялся обновленческий собор, который провозгласил образование Украинской Православной Автокефальной Церкви (УПАЦ) и избрал Синод (отсюда и второе название — «синодалы»), возглавляемый митрополитом Пименом (Пеговым). В начале 1930-х годов возник острый конфликт между УАПЦ и обновленческим синодом в Москве; 20 декабря 1934 года московский обновленческий синод принял решение ликвидировать УАПЦ и перевести ее приходы в своё непосредственное подчинение.

С 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове заседало Всеукраинское предсоборное совещание («обновленческое») в составе 78 делегатов: епархиальных и викарных епископов и по одному клирику и мирянину от каждой епархии. Центральный обновленческий Синод был представлен митрополитом Серафимом (Руженцовым); председательствовал митрополит Пимен (Пегов). Главными вопросами повестки Совещания были: автокефалия Украинской Церкви и украинизация богослужения. Совещание осудило «самосвятов-липковцев» как еретиков ираскольников. По докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода, что и произошло 15 декабря 1924 года.

В тот же период активно действовали представители монархической истинно-православной церкви, общины «подгорновцев» (по имени священника Василия Подгорного — сначала в ведении епископа Варлаама (Лазаренко), а с марта 1928 — епископа Алексия (Буя)[3]). В конце 1920-х Харьков также был одним из очагов иосифлянства, во главе которого здесь стоял епископ Павел (Кратиров).

К 1941 году оставался лишь один открытый приход — Казанский храм в Харькове на Лысой горе. В этот период в Харькове занимал архиерейскую кафедру священномученик архиепископ Александр. Он и служил в единственном православном храме города.

После оккупации в октябре 1941 года города германскими войсками церковная жизнь начала возрождаться под руководством митрополита Феофила Булдовского, летом 1942 года примкнувшего к УАПЦ (поликарповцам); в его юрисдикции находилось около 400 приходов[4].

В 1946 году Свято-Благовещенский собор становится кафедральным собором Харьковской епархии.

В 1947 году из Покровского монастыря Харькова были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи святителя Афанасия (Петеллария), Лубенского чудотворца — в Благовещенский собор города.

Резкое сокращение числа приходов наблюдалось с конца 1950-х: храмы превращались в клубы, кинотеатры, склады и другие хозучреждения. Количество приходов на 1 января 1979 года, сократилась до 65, из них в Харькове осталось 11.

К году тысячелетия Крещения Руси в Харькове было закончена реставрация Успенского собора; начался процесс возвращения епархии храмов и монастырей.

1.4.Архиерейский собор УПЦ 1992 года

Судьбоносное значение для истории УПЦ МП имел состоявшийся 27—28 мая 1992 года в Харькове, в архиерейской резиденции на территории Покровского монастыря, Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. На Соборе был избран новый предстоятель УПЦ в составе Московского Патриархата митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Собор был созван Митрополитом Харьковским и Богодухивским Никодимом (Руснаком), который и председательствовал на нём.

Архиереи, участвовавшие в Соборе, выразили недоверие впоследствии анафематствованному митрополиту Филарету (Денисенко), который не явился на Собор и освободили его от Киевской кафедры и должности Первоиерарха УПЦ.

1.5.Епархия в 1990-е годы

18 сентября 1993 года в городе Харькове открывается двухгодичное Духовное Училище, которое было утверждено Священным Синодом УПЦ 19 октября 1993 года. А уже 12 сентября 1996 года Харьковское Духовное Училище получило статус Семинарии. Срок учебы был увеличен на два года. Ректором Семинарии стал Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Первый выпуск в Семинарии состоялся 21 мая 1997 года, когда первых 26 человек получили дипломы об окончании этого учебного заведения.

В 1994 году опять начала выходить газета «Харьковские Епархиальные Ведомости», которая стала официальным органом Харьковской Епархии, а в 2000 году был возобновлен выход философско-религиозного журнала «Вера и разум».

22 июня 1993 года на заседании Священного Синода УПЦ всех новомучеников Слободского края, которые пострадали в годы большевистского гонения на церковь, причислили к местночтимым святым. Среди них — священномученик архиепископ Харьковский Александр (Петровский), временно управляющий Харьковской Епархией в тяжелые 30-ые годы архиепископ Онуфрий (Гагалюк), митрополит Константин (Дьяков), архиепископ Иннокентий (Летяев), архиепископ Иннокентий (Тихонов), священнослужители, и другие православные подвижники.

Активно идет возвращение и строительство новых храмов.

 

2.Современное состояние

Правящий епископ с 13 сентября 1989 года — Никодим (Руснак), митрополит Харьковский и Богодуховский.

Викарии: Архиепископ Изюмский Онуфрий (Легкий) с 22 апреля 2000 года.

Харьковское Епархиальное Управление Украинской Православной Церкви располагается по адресу: г. Харьков, 61002, ул. Университетская, 8. Тел. (057) 731-35-23. E-Mail: office@pravoslavie.kharkov.ua

Епархиальные отделы: религиозного образования, катехизации и миссионерства; по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; по делам молодежи; паломнический отдел.

В Харьковской епархии насчитывается 304 прихода (входят в состав 20 благочинных округов), действуют 1 мужской (Свято-Покровский монастырь города Харькова) и 2 женских монастыря (Свято-Борисоглебский монастырь с. Водяное Змиевского района Харьковской области и Свято-Архистратиго-Михайловский монастырь г. Лозовая Харьковской области).

Кафедральный собор епархии — Свято-Благовещенский собор в Харькове.

В Епархии действует Духовная Семинария (срок обучения 4 года). Ректор — Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак). При Семинарии существуют регентские и педагогические курсы (для преподавателей воскресных школ), иконописная школа (срок обучения 3,5 года).

С 2004 г. действует Церковно-исторический музей Харьковской епархии.

Периодические издания:

Газета «Харьковские Епархиальные Ведомости». Выходит ежемесячно на русском и украинском языках. Основана в 1867 г. После 1917 г. издание приостановлено, восстановлено в 1994 году.

Газета «Православная Харьковщина». Выходит ежемесячно. Основана в 2002 году.

Журнал «Вера и Разум». Выходит 2 раза в год. Основан в 1884 г. После 1917 г. издание журнала было прекращено. Возобновлено в 2000 году.

2.1.Герб епархии

24 марта 2011 г. митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом был утвержден герб Харьковской епархии. В разработке принимали участие: декан исторического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Посохов С. И., профессор Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Куделко С. М., протодиакон Макс… Продолжение »

©Все права защищены законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материалов обязательна ссылка на автора соответствующей статьи и активная ссылка на сайт "История и генеалогия. Библиотека знаний"

 

© M-Rodoslovnay