ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ) В СЕЛЕ МУРАВЛЯНКА Исследовательская работа - М., 2011 год. Авторы: Фролов Юрий Александрович и Кутаев Владимир Степанович | |
Церковь Успения Божией Матери в Муравлянке - православный храм Рязанской Епархии, освящённый в честь православного праздника Успения Пресвятой Богородицы. (1) СОДЕРЖАНИЕ 1.Общая информация 2.История 2.1.Период до 1917 года 2.2.Период после 1917 года 3.Фотогалеря Успенской церкви 4.Известные священнослужители церкви 5.Источники 6.Литература 7.Ссылки | Церковь Успения Божией Матери в Муравлянке(2) |
1.Общая информация Церковь Успения Божией Матери в Муравлянке (1798-1936) - православная храм Рязанской Епархии,освящённый в честь православного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Обиходное название - Успенская церковь. Место нахождение: село Муровлянка (Муравлянка), Сапожковский уезд, Рязанская губерния (ныне - Сараевский район Рязанской области). Координаты: 53.3860 с.ш. 41.1200 в.д. Состояние церкви на момент исследования – сохранена, разрушена. Статус церкви на момент исследования - не действующая. (1)
|
Церковь Успения Божией Матери в селе Муравлянка. Остатки внутреннего интерьера, 2011 год(2) |
2.История 2.1.Период до 1917 года Муровлянка в качестве села Козловского уезда, Борецкаго стана, с «часовнею Покрова Богородицы» упоминается в окладной книге 1676 г., где показано: «у той часовни двор дьякона Авраама, в приход, по его скаске, восемь дворов детей боярских, церковной земли двадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на двадцать копен и, по новому окладу, доведётся с той часовни дани тридцать два алтына, пошлины гривна, да вместо въезжих и кормовых – с рубля – по восьми алтын по две деньги и того восемь алтын пять денег. Обложена в 205 (1697) году». Время построения на месте часовни Покровской церкви относится к началу XVIII столетия. Вместо устроенной в XVIII столетии Покровской церкви, в 1798 году построена была деревянная церковь в честь Успения Божией Матери с приделом Покровским. Оба эти факта разрешают спорный вопрос о двух религиозных праздниках, считающихся в Муравлянке престольными: Успения Божией Матери и Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемых Русской православной церковью 28 августа и 14 октября соответственно. В 1817 и 1823 годах прихожане Успенской церкви просили дозволения на перекрытие церкви, а в 1832 году – на поправку икон и иконостаса, в 1875 году в Успенской церкви устроен был, вместо обветшалого, новый престол и освящён местным священником. Церковной земли во владении причта ныне состоит 54 дес., на что есть план и межевая книга. В состав прихода кроме села с 191 двором, входят деревни: Дубровка с 56 дворами, Дмитриевка с 6 дворами, Ниловка (в 3 верстах) с 25 дворами, Александровка (в 5 верстах) с 21 двором, Анниская (в 6 верстах) с 15 дворами, Николаевка (в 8 верстах) с 9 дворами, Пономарёвка (в 9 верстах) с 11 дворами и село Ремезово (в 10 верстах) с 35 дворами, в коих числится мужского полу 1384 человека, женского полу 1382 человека. (3-12) По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.(13) | |
В середине девяностых годов перед верующими остро встал вопрос о строительстве нового храма (церкви), так как старый уже был тесен для прихожан. Был разработан проект. После чего на высоком месте села начались первые земляные работы. 27 мая 1898 года состоялась торжественная закладка нового храма. На место закладки – был положен отшлифованный белый камень со следующей вырезанной надписью: «Во имя Отца и Сына и святого духа основывается сия Успения пресвятые Богородицы при державе благочестивейшего государя императора Николая Александровича при святительстве же преосвященнейшего епископа Рязанского Мелетия в лето от сотворения мира 7406 от Рождества же по плоти Бога сына 1898 месяца мая 27 дня». | План-схема Церкви Успения Божией Матери в Муравлянке, 1918 год(14) |
Строили храм только весной, летом и осенью, зимой все работы прекращались. Кладку стен делали из красного кирпича, изготавливаемого из местной глины, путём обжига соломой. Представители церковного совета и сами священнослужители ходили по домам и собирали денежные средства на постройку. Не исключено, что основная доля финансирования поступала из губернской казны. Денег у простых людей не было, потому собрать лишнюю копейку можно было после урожая. Каждый старался отнести сноп-другой на церковный мол. Глашатай оповещал: «желающие завтра молотить церковный хлеб…»(14) | |
2.2.Период после 1917 года Прошло двадцать лет. Настало время, когда со здания были сняты наружные леса и перед взором открылся величественнейший храм с высокой колокольней. Рядом находилось кладбище и по левую сторону от храма – часовня в честь бывшей деревянной церкви, вокруг которой были посажены липы, тополя, сирень, заложен фруктовый сад. Новый храм напоминал форму креста. При всём размахе он отличался простотой и строгостью, был расположен очень выгодно и виден далеко от села. Звон самого большого колокола весом в 214 пудов слышен был за семь километров. Всё здание освещалось десятью окнами и люстрами. Окна имели длинную, к верху закруглённую форму. Внутреннее убранство приводило в трепетное волнение человека: огромный, пылающий жаром, позолочённый иконостас, картины Священного писания. В церкви крестили младенцев и отпевали умерших, совершались священнослужителями богослужения. Сам владыка Рязанский отмечал, что по красоте и уюту храм занимал одно из первых мест в области. Сооружался храм более двадцати лет, а простоять ему было суждено на несколько лет меньше. Освящение храма совершалось уже при Советской власти в двадцатых годах. Ещё раньше в 1918 году декретом Советского правительства – Совнаркома – церковь была отделена от государства, а школа от церкви, по которому все культовые здания объявлялись «народным достоянием». В послереволюционное время по всей стране было уничтожено много исторических памятников, в том числе и церквей. Притесняли или убивали священников и верующих, запретили праздновать христианские праздники, оскверняли и уничтожали церковные ценности. Государство считало, что религия отвлекает людей от строительства новой счастливой жизни. Вот почему по распоряжению властей стали закрывать и уничтожать храмы.(14-17) Так было и в Муравлянке. Принятое на правительственном уровне, местная власть «внизу» принимает решение о прекращении деятельности Успенской церкви, понимая, однако, как отразится это на верующих. Для обмана избрали такой путь. Зимой 1935-1936 года агитаторы по домам стали собирать подписи якобы в защиту храма. Подворный обход показал, что большинство за его сохранение. Но в том то и суть дела, что подписи ставились на чистых листах, на которых большевики потом сверху поставили свою резолюцию: «отказ». Следует отметить также попытку группы верующих, не смирившихся с политикой новых властей, уберечь храм. Люди с риском для жизни высказывали своё отношение к происходящему. Весна и лето проходят в противоборстве. Но уже к началу осени политика властей по отношению к храму приняла открыто провокационный характер. 8 октября 1936 года в Успенской церкви было разрешено совершить последнюю обедню. Она проходила в переполненном зале. Очевидцы рассказывают, что как никогда, очень красиво, словно прощаясь, пел в последний раз церковный хор. У многих были заметны слёзы, но в глубине души теплилась надежда на лучшее. | |
Над селом стали быстро сгущаться осенние сумерки. Народ стал расходиться, двери храма никто закрывать не стал. Открытой церковь простояла всю ночь. На другой день в храм вошли четверо мужчин, по случайности все четверо – Сергеи. И начали крушить иконы. К этому времени сюда были свезены иконы со всего Муравлянского района: из Троицкого. Алексеевки, Мордова, Ягодного, Напольного, Макс, Высокого, Таптык и Назарьево… Изначально построенный Божий храм, в советское время стал Домом культуры, потом вообще был приспособлен под складское помещение. После пожара от здания остались только руины.(14) | Здание Успенской церкви в Муравлянке, переоборудованное под Дом культуры, 1965 год(14) |
3.Фотогалерея Успенской церкви
Успенская церковь в Муравлянке |
Остальные фотографии на Я.Фотках |
4.Известные священнослужители церкви
- Иоанн Аврамиев, род. в 1708 г. апр. 22
- Иоанн Михайлов
- Илья Софрониев упом. с 1779-1817 гг.
- Прокопий Варфоломеев упом. с 1803-1828 гг.
- Исай Васильев Муровленский упом. с 12 декабря 1817-1851 гг.
- Прохор Симеонов Ухватов упом. с 6 марта 1830-1854 гг.
- Пётр Прохоров Метисов упом. с 29 ноября 1854-1874 гг.
- Симеон Васильев Зимин упом. с 1851 г.(18-21)
5.Источники
1.Храмы Рязанской губернии. Церковь Успения Божией Матери в Муравлянке.
2.Фотоэкскурсия. Муравлянка (Сараевский район Рязанской области).
3.Окладная книга 1676 года, л. 863
4.Книга записи новопост. № 495, л. 298 обор.
5.Прошение Прокопия Варфоломеева об определении в иерея в с.Муровлянку. 1803 г. март 24
6.Прошение иерея Прокопия Варфоломеева об увольнении его в приход для сбора денег на пошлины и грамоту. 1803 г. апрель 11
7.Прошение прихожан о покрытии церкви. 1807 г. апрель 28 и 1823 г. ноябрь 30.
8.Рапорт благочинного о смерти Прокопия Варфоломеева 1828 г. мая 10.
9.Прошение о поправке церкви и школы. 1832 г. сентябрь 2
10.Клировые ведомости с 1805 – 1880 гг.
11.Рапорт благочинного о смерти иерея Иоанна Михайлова, 1810 г. февраль 9
12.Рязанские Епархиальные Ведомости 1875 года № 20.
13.Состав причта приходов Рязанской Епархии 1873-1894 годы. Часть 6-я (М-О).
14.Газета «Сараевские зори». Статья «По праву памяти».
15.Письмо В.И.Ленина членам Политбюро об изъятии церковных ценностей
16.Записка Л.Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) о политике по отношению к церкви и духовенству
17.Гонения на Русскую православную церковь в советский период. Исследовательская работа. Автор: Игумен Дамаскин (Орловский) , М., 2008 год.
18.Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии (ныне существующих и упразднённых со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия) - Зарайск, Рязань, 1884-1891 гг. Т.III. Село Муравлянка. Церковь Успенская. Составитель: Иоанн Васильевич Добролюбов. Стр. 146-147.
19.Алфавитный список приходских священников Рязанской Епархии (по фамилиям, 1734-1890 годы).
20.Духовенство Рязанской Епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1865-1894 гг.). Часть 3-я (Ж-К).
21.Духовенство Рязанской Епархии (по данным «Церковных ведомостей» 1888-1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889 – 1914 гг.).
6.Литература
7.Ссылки
Храмы Рязанской губернии. Церковь Успения Божией Матери в Муравлянке.
Состав причта приходов Рязанской Епархии 1873-1894 годы. Часть 6-я (М-О).
Газета «Сараевские зори». Статья «По праву памяти».
Фотоэкскурсия. Муравлянка (Сараевский район Рязанской области).
Алфавитный список приходских священников Рязанской Епархии (по фамилиям, 1734-1890 годы).
Примечания:
Материалы исследовательской работы использованы в статьях, размещённых в электронных энциклопедиях на:
- сайте ВикипедиЯ;
- сайте Многоязычное генеалогическое древо.
Если у вас есть собственный Интернет-сайт, мы не будем возражать против перепечатки нашей статьи при условии сохранения ее целостности, указания автора и гипертекстовой ссылки в виде: <a href="http://m-rodoslovnay.narod2.ru/poleznaya_informatsiya/istoriya_pamyatnikov_arhitekturi/u/uspenskaya_tserkov">Церковь Успения Божией Матери (Успенская церковь) в селе Муравлянке Сапожковского уезда Рязанской губернии (ныне - Сараевский район Рязанской области). Исследовательская работа. Авторы: Фролов Ю.А. и Кутаев В.С. – М., 2011 год.</a> |