|
…size: 10.0pt; line-height: 115%;">В X и XI в.в. славянская колонизация на северовосток принимает уже очень значительные и все большие и большие размеры. По мере ее усиления племена, населяющие бассейн Оки, отчасти утрачивают свое самостоятельное существование (как мурома и меря) и сливаются с славянами; отчасти подвигаются к востоку, очевидно желая отстоять свою народность и независимость.
Очень понятно, что влиянию русской государственности легче подпадали инородцы слабые или малочисленные; а инородцы сильные и многочисленные, к каковым принадлежала мордва, поддавались такому влиянию крайне туго. ______________________ 1) Памятником такой смешанности поселений вышеуказанных финских племен служат сохранившиеся доныне географические названия, встречающиеся в разных местах прежней Муромо-Рязанской области и ясно указывающие на их первоначальных обитателей; напр., дерев. «Муромка» в Данковском и Спасском уездах; село «Мещерка» в Егорьевском у. и «Мещера» в Раненбургском уезде, «Мещеркино» в Тульской губ. и т. дал.
Славянская колонизация на восток шла, без сомнения, водным путем – по Волге и Оке; шла она шагами не быстрыми, но твердыми. Ее сопровождают построение городов, насаждение гражданственности и, со времени Св. Владимира, распространение христианства. Вел. Кн. Владимир, сам принявши христианство, считал необходимым сделать его и религией своих подданных и потому очень усердно заботился о насаждении и распространении его на Руси, особенно среди славянских племен; но обращением в него племен неславянских Владимир не спешил «по побуждением государственного благоразумия". Инородцев нужно было сначала обрусить, а «сделавшись Русскими, они, так сказать, eo ipso имели сделаться и христианами» 1). Однако не следует думать, что креститель Руси совсем не заботился о распространении христианской веры среди подчиненных ему инородцев. Сделанное им, по принятии св. веры, разделение Руси на уделы с посажением в них сыновей своих, без сомнения, стоит в тесной связи с распространением в нашем отечестве христианства 2); а уделы эти были и в областях, населенных инородцами (Ростов, Муром). К сожалению, о таком великом и святом деле, как насаждение христианской веры на Руси, относительно некоторых мест или сохранилось очень мало достоверных сведений, или же не сохранилось никаких. Это последнее, к сожалению, должно сказать именно в отношении к области Рязанской 3). Может быть, первые семена св. веры были брошены в этой области еще при св. Владимире. Рязань была тесно связана с Муромом, а в этом городе св. князь, как известно, посадил на княжение своего сына—св. Глеба. Нет сомнения, что главною заботою этого благочестивого князя было насаждение христианства в данном ему уделе. _________________ 1) Е. Голубинский. Ист. рус. ц. I т. 1 пол. 154 стр. 2) Об этом свидетельствует летоп. Густынская (Пол. собр. русск. лет. II, 239). См. Голубин. I, I, 150 стр.; Макар. I, 20; Иловайск. Истор. России I т. 1 пол. 179 стр. Ср. Илов. Истор. Ряз. княж. 32 стран.
В каком году св. Глеб прибыл в Муром неизвестно 1); но княжение его здесь едва ли было продолжительно и потому неудивительио, что при нем успехи христианской проповеди в Муромо-Рязанской земле не были слишком значительны; но что христианству в этой области при св. князе было положено прочное начало, в этом едва ли может быть сомнение; об этом свидетельетвует и та благоговейная память о св. князе, которая сохраиилась о нем во всей Муромо-Рязанской земле. Существует известие, будто при св. кн. Глебе просвещен светом христианства даже Городец Мещерский (нынешний Касимов) 2). Но это известие, по своему происхождению, кажется, очень позднее, не заслуживает, конечно, никакой веры: при св. кн. Глебе Муромском и вообще в XI веке Городец Мещерский и не существовал 3) Глухой мещерский (как и мордовский край, несомненно, долго оставался во тьме язычества. __________________ 1) По мнению Иловайского (Истор. Ряз. княж. 10 прим.), это событие можно приблизительно отнести к 1010 году.-Известие о разделении русской земли между сыновьями Владимира помещено в летописи под 988 г., но здесь, несомненно, говорится о двух разделах, бывших, конечно, не в один год. Св. Глеб получил Муром во второй раздел. В 988 году этот квязь, как нужно думать, был очень мал. 2) Известие это даже увековечено надписью на камне, который хранится при Богоявленской церкви гор. Касимова. Эта надпись гласит: "Городец сей получил крещение чрез св. вел. кн. Глеба Владимировича, престол свой имеющего (?) в Муроме". (См. Добролюб. Ист. стат. опис. церкв. и мон. Ряз. еп. IV, 40 стр.). 3) Самым ранним годом основания Муромского Городца считается 1152 г. (См. Вельяминова-Зернова. Исследов. о Касим. царях и царевич. I, 35 стр.). Основан этот Городок, будто-бы, Юрием Долгоруким в память о разоренном (в 1152 г.) Городце Остерском. Но о таком событии ни откуда неизвестно. Если Юрию Долгорукому нужно приписывать построение Городца, то не Мещерского, а Волжского или Радилова (ныне село Нижегор. губ.), который упоминается в летописи в 1172 году (Лавр. лет. 345 стр.).
В собственном смысле крестителем Мурома, а вместе с тем, без сомнения, насадителем христианства и во всей Муромо-рязанской области считается св. кн. Константин Святославич, о котором позднее житие его неправильно говорит, что он был сын вел. кн. Киевского и жил в конце XII и в начале XIII века. Житие рассказывает, что св. Константин выпросил себе в удел Муром именно с тем, чтобы просветить его светом истинной веры. Отпущенный отцом с духовенством и войском, св. Константин подступил к Мурому и встретил упорное сопротивление со стороны его жителей, грубых и упорных язычников, которые убили кн. Михаила, сына Константинова. Вынужденные затем сдаться св. князю, Муромцы решительно отказались принять христианство. Долго св. Константин увещевал их оставить язычество, молить Бога просветить их светом истины; наконец, Господь услышал горячие молитвы князя, смягчил сердца упорных граждан и они изъявили желание креститься 1). Не может подлежать сомненнию, что. св. кн. Константин, креститель Мурома, есть одно и то же лицо с Ярославом Святославичем, князем Муромским из рода князей Черниговских, скончавшимся в 1129 году. 2) ____________________ 1) Житие св. кн. Константина напечатано в Памят. старин. Русск. литер. I, 229-239; по списку Н.И.Надеждина в Ряз. Епар. Вед. 1877 г. № 23. 2) Тождество кн. Константина с Ярославом Святославичем вообще признано историками. См. Макар. II, 32-33 стр.; Филар. Чернигов., Истор. рус. ц. 58 прим.; Жит. Свят. Май, под 21 числ. – Голубин. I т. 1 пол. 178-179 стр. – Иловайск., Истор. Ряз. княж., 28 прим.; Истор. России I т. 2 ч. 275 стр.
Само житие считает св. Константина первым после св. Глеба князем Муромским, а таким князем именно и был Ярослав Святославич. Житие лишь делает хронологическую ошибку на целое столетие, относя княжение Константина к такому времени, когда в Муроме были другие князья. 1) – Не было для кн. Ярослава никакой необходимости осаждать Муром и силой подчинять своей власти. Муромо-Рязанская земля после Ярослава Мудрого (+1054) отошла к Черниговскому княжеству и досталась на долю кн. Святослава Ярославича, один из сыновей которого Олег, управлял этою землею сначала чрез своих посадников 2), а затем оставил в Муроме своего брата Ярослава. Не приходилось кн. Ярославу Святославичу выступать и в роли первого крестителя гор. Мурома. В конце XI в. муромцы не были грубыми язычниками, христианство было распространено между ними и, нужно думать, в значительном размере. В 1096 году, в котором мы впервые видим Ярослава в Муроме, в этом городе существовал монастырь св. Спаса 3), основанный когда-то раньше и, может быть, с миссионерскою целию. Смело можно сказать, что это была не единственная христианская святыня. Вообще к концу XI века Муром был христианским городом. Не был первым крестителем Мурома, св. кн. Константин – Ярослав Святославич, вероятно, не мало потрудился для полного торжества христианства в этом городе. 4) В свое продолжительное княжение в Муроме (33 года) он имел полную возможность распространить свою просветительную деятельность и на всю подчиненную ему Муромо-Рязанскую область. _________________ 1) В конце XII века и в начале XIII в Муроме княжили Владимир (1174-1205) и Давид (1205-1228 г.) Юрьевичи, сыновья кн. Георгия (Юрия) Ярославича (Лавр. л. 400 и 428 стр.). Однако Рязанский «историк», г. Проходцев не сомневается, что в 1192 г. св. кню Константин завоевал Муром, в котором жили грубые язычники. (Ряз. Епарх. Вед. 1898 г. 814 стр.). 2) Лаврен. Лет, под 1095 г., стр.222. 3) Лаврент. Лет. 229 стр. 4) См. Голубин. Истор. руск. ц. I т. 1 пол. 179 стр.
Успехи христианства здесь шли рядом с славянской колонизацией края, с построением городов. – Одним из древнейших (после Мурома) городов области является Рязань. 1) к концу XI века ставшая уже значительным политическим пунктом. 2) Далее мы находим Переяславль Рязанский, будущую столицу Рязанского княжества. Город этот, согласносохранившимся старинным записям, заложен в 1095 г. у церкви св. Николы старого; основание его с решительностию усвояется Муромскому кн. Ярославу Святославичу 3). Достойно внимания то, что новый город возник возле храма. Нужно думать, что каждый новый город, каждое новое укрепление являлись и рассадниками христианства для окружающей местности. Может быть, благодаря строительной деятельности того же князя Ярослава получил начало и город Пронск 4), а также, вероятно и некоторые из других городов, упоминаемых в XII веке. Но Ярослав Святославич еще имел тяготение к югу, делал попытку утвердиться в Приднепровье 5); а его сыновья уже не покидали Муромо-Рязанской области и потому естественно должны были больше заботиться о своем крае, о его благосостоянии и развитии, о распространении в нем христианства. Сыновья кн. Я рослава разделили отцовскую область на два княжения: Муромское и Рязанское, что еще значительнее должно было усиливать просветительную деятельность тех и других князей, которая теперь ограничивалась меньшим пространством и потому должна была сделаться более плодотворною. При том же, собственно рязанские князья были энергичны, предириимчивы, деятельны. Под их управлением рязанская земля настолько благоустроилась, что, будучи младшим уделом области, скоро стала выше первенствующего удела—Муромского. ______________________ 1) Основание Рязани Иловайский предположительно относит к шестнадцатым годам XI века и усвояет Черниговскому князю Святославу Ярославичу. Истор. Ряз. княж. 24 стр. 2) По предположению Иловайского, в Рязани до 1096 г. княжил Ярослав Святославич (потом князь Муромский). Ист. Рязан. княж. 27 стр. 3) См. ст. А.В.Селиванова и С.Д.Яхонтова. – «К вопросу об основании г. Переяславля Рязанск.» в сборнике: «Празднование 800-летия г. Рязани. 4)Иловайск. Истор. Ряз. княж. 27 и 31 стр. Князья Пронские упоминаются под 1131 г. Пол. собр. Рус. лет. IX, 157 стр. 5) Пережив своих старших братьев, Ярослав Святославич по праву старшинства занял было стол Черниговский; но был изгнан из Чернигова своими племянниками. Лавр. лет. 281-282 стр.
И действительно, уже в XII веке в пределах Рязанского княжества мы видим целый ряд городов, расположенных не только по Оке и ее притокам (Ольгов, Ожск, Козарь, Переяславль, Коломна, Ростиславль и др.), но и на Дону 1). А большое число городских поселений свидетельствует о развитии славянской колонизации, а вместе с тем и об успехах христианства. Медленнее шло дело славянской колонизации и утверждения христианства в глухом мещерском и мордовском крае, где встречалось и очень мало городских поселений. Особенным упорством в сохранении своих языческих верований отличалась мордва 2), среди которой язычество жило до позднейших времен. ___________________ 1) См. «Следы христианства на Дону в домонгол. пер. Христ. Чтен. 1897 г. Окт. 2) Иловайск. Истор. России I т. 2 ч. 284 стр.
Кроме князей в деле насаждения и утверждения христианства в Муромо-рязанской земле трудились, без сомнения, и епископы, к eпархии которых относилась эта область. Когда Муром и Рязань отошли к Черниговскому княжеству, они, конечно, подчинились и епископам Черниговским. Благовестнические труды этих епископов в Муромо-рязанском, крае с большою вероятностию нужно допустить в то время, когда там не было своих князей. Можно предполагать, что деятельность проповедников, посылаемых из Чернигова, коснулась Рязани раньше Мурома, «так как Рязань ближе к Чернигову, главному городу всего удела и местоприбыванию областного епископа» и соприкасалась «с собственною Русью, крещеною с самого начала 1). С первым Муромским князем из рода князей Черниговских, - Ярославом – Константином Святославичем, вероятно, прибыло в Муромо-рязанскую землю духовенство, посланное Черниговским епископом, которое должно было заняться и проповедию св. веры 2). Но кто из Черниговских иерархов особенно заботился о распространении христианства в пределах Муромо-рязанских, какие проповедники трудились здесь в деле благовестия св. веры, совершенно неизвестно 3). Вполне возможно, что христианство распространялось в Муромо-рязанской земле и из соседней области Суздальской, входившей в состав Ростовской епархии, епископы которой отличались апостольскою ревностию к распространению христианской веры. Во всяком случае отдаленность Рязани от епархиального города являлась немалым препятствием успехам христианства в рязанском крае, населенном преимущественно инородцами, но распространение св. веры, несомненно, пошло здесь успешнее, когда в Рязани была учреждена епископская кафедра. (Продолжение будет).
Двадцатипятилетний юбилей учителя Рязанского Духовного и женского Епархиального Училища Н. Ф. Федотьева. 2-го Сентабря с. г. исполнилось 25-летие педагогической службы преподавателя Рязанского мужского Духовного Училища и Женского Епарх. У чилища, Николая Феодоровича Федотеьева. Почтенный юбиляр—сын диакона (ныне священника) Рязанского Кафедрального Собора; среднее образование получил в Рязанской Дух. Семинарии (1876— 1882 г.), а высшее в Казанской Дух. Академии, в которую он был послан на казенный счет и которую окончил в 1886 г. Два года по окончании академического курса Николай Ф-ч прослужил в Рязанском, Епарх. Женском Училище, в должности преподавателя Закона Божия, а, затем переведен был в Раненбургское Дух. Училище, на должность учителя Латинского языка, в каковой должности состоял до 1901 года, когда он был перемещен, в Рязанское Дух. Училище и, вместе, получил уроки и в женском Епарх Училище. В означенных, досжностях почтенный юбиляр состоит и по cиe время. Служение юбиляра отличалось всегда, удивительной самоотверженностью и любовью к делу, особенно-же любовью к самим питомцам, для которых Николай Феодорович был истинным отцом-воспитателем, наставником и руководителем. Постоянная "возня" с детворою и неусыпная заботливость о ее развитии и духовно-нравственном преуспеянии были, так сказать, настоящей его стихиею. И труды Н. Феодоровича не оставались незамеченными Высшим Начальством: редко кто из наставников удостаивался столь лестных похвал и одобрений со стороны г.г. синодских ревизоров, обозревавшихдуховно-учебные заведения, в которых проходил свое служение Николай Ф-вич. Так в 1899 г., по представлению ревизора М. Харл. Григоревского, Николай Ф-ч был удостоен награждения орденом Св.Анны 3 ст., даже не получив ранее низшего ордена Св. Станислава 3-ей ст.; а ревизовавший дух. учебные заведения Рязанской Епархии в настоящем 1911-м году ревизор Ф.Н.Белявский не находит и слов, чтобы достойным образом оценить высокие качества преподавания Н.Ф-ча: «Статский Советник Николай Федотьев (в службе с 1886 года, в должности с 1901 г.) преподает Латинский язык и церковную историю; это - крайне живой наставник. Заслуживает особенного внимания, по наглядности и увлекательности преподавания им церковной истории; уроки его принимают характер интересных бесед по картинам, при чем вспоминаются и привлекаются на службу истории и классические писатели, и пословицы, и народная эпичесая литература». Столь же лестно отзывается Г.Белявский и о преподавании Н.Ф-чем Природоведения в Женском Епарх. Училище: «наглядно, живо и умело, приспособляясь к пониманию детей, ведет уроки природоведения преподаватель Рязанского Дух. Училища Николай Федотьев». 4-го Сент. с.г., в Воскресенье, состоялось задушевное товарищеское чествование юбиляра, происходившее в его квартире. От корпорации сослуживцев по мужскому Дух. Училищу ему был поднесен весьма ценный и изящный чайный сервиз, вместе с адресом, а от педагогической корпорации Женск. Епарх. Училища поднесена была ценная, прекрасной работы, икона Св. Николая Чудотворца. Торжество началось благодарственным Богу молебствием, которое было совершено товарищем по Семинарии, сослуживцем и начальником юбиляра, - О. Инспектором Женск. Епарх. Училища Прот. А.И.Лучинским. В приветственном слове своем О. Инспектор по достоинству оценил выдающиеся педагогические труды юбиляра, доходившие до настоящего самопожертвования: уже с седою головою,- он не усумнился превратиться из учителя в ученика и прожить в С.П.Б., на курсах Природоведения, прошлым летом 1910-го года, более месяца, в постоянной и интенсивной ученой работе и в самый разгар холеры, свирепствовавшей тогда в столице; он же не постоял пред затратою нескольких сотен рублей из своих ограниченных учительских средств для приобретения естественно-научных коллекций и различных приборов, необходимых для успешного прохождения курса Природоведения в Женском Епарх. Училище. Затем приветствовал юбиляра, как своего бывшего сослуживца по Рязанскому Дух. Училищу, - Его Преосвященство, Преосвященнейший Амвросий, Епископ Михайловский. В своей речи Преосв. Амвросий с удивительной душевной теплотою вспомнил свой отъезд из Рязанского Дух. Училища на должность Инспектора Благовещенской Дух. Семинарии в 1901 г., - припомнил, как тогда юбиляр Н.Ф-ч от души пожелал ему, при отъезде в Благовещенск, поскорее возвратиться снова в Рязань в сане Епископа: «и вот», сказал в заключение своей речи Преосвящ. Амвросий, «это ваше пожелание, дорогой Н. Феодорович, осуществилось в полной мере: мне сегодня привелось быть на Вашем радостном 25-летнем юбилее и приветствовать Вас, как своего прежнего сослуживца, крайне сердечного и отзывчивого. Да даст Вам Господь Бог сил к продолжению Вашей полезной и многотрудной деятельности»! В адресе от мужского Дух. Училища, прочитанном преподавателем Агаф. Вас. Червинским, помимо педагогических заслуг юбиляра, отмечен один симпатичный факт, характеризующий виновника торжества, как человека необыкновенно доброго и участливого ко всякому людскому горю и особенно к товарищеской нужде, - рассказано, как однажды юбиляр помог бедному и больному товарищу-сослуживцу, имевшему отправиться в Олонецкую Семинарию, - без теплой меховой одежды и соответствующей обуви; Н. Ф-ч великодушно и щедро снабдил бедного больного тоарища всем необходимым для зимнего далекого пути,чем избавил его, может быть, от неминуемой смертельной простуды…. Особенно трогательно и с благоговейным вниманием было выслушано присутствующими краткое приветствие юбиляру, произнесенное простецом – иереем, преклонным старцем, родителем Николая Феодоровича, О. Феодором Никифоровичем, который с особой настойчивостью и силой указывал своему счастливцу – сыну, что вся его честная, счастливая и трудовая жизнь, со всеми успехами по службе, есть несомненное дело особой к нему милости Божией, которую должно принимать с благоговейным смирением и всегдашней благодарной молитвою к щедрому Подателю всяческих благ. За юбилейной трапезою, прошедшей с необыкновенным одушевлением и непринужденностью, было также произнесено множество приветствий и заздравных тостов в честь радушного, гостеприимного хозяина-юбиляра, его почтенных родителей, всего его семейства и за начальников тех двух духовно-учебных заведений, в которых целую четверть века подвизался юбиляр на педагогическом поприще. Прочуствованные речи за обедом были произнесены в честь юбиляра Г-ном Смотрителем Ряз. Дух. Училища, Статск. Советником Николаем Капитоновичем Соколовым, Надзирателем Дух. Училища В.И.Лимоновым и старинным, задушевным другом и товарищем юбиляра по обучению в Рязанской Дух. Семинарии,- ныне преподавателем оной,-А.Н.Сабчаковым. Последний в своей речи коснулся светлых воспоминаний о золотых годах невозвратно-минувшей юности, припомнил о своих совместных с юбиляром усердных ученических занятиях в Рязанской Дух. Семинарии (1876-1882 г.), направленных к достижению завет- ной для обоих цели, - к поступлению в Дух. Академию; упомянул также о совместных с юбиляром трудах по устройству литературных вечеров в Рязанск. Женск. Епарх Училище и горячо благодарил своего друга за долговременную, неизменную и сердечную привязанность, равно как и за трогательное участие в его собственном юбилее, состоявшемся 26-30 Авг. сего 1911 года. *) На все поздравительные речи, тосты и краткие товарищеские приветствия юбиляр отвечал с присущим ему остроумием, находчивостью и живостью, - частию в прозаической, а всего более в стихотворной, поэтической форме; таковые остроумные и в. содержательные стихотворные приветствия любезный хозяин – юбиляр произносил едва-ли не каждому из своих гостей и сотоварищей. Пожелаем глубокоуважаемому юбиляру – Николаю Феодоровичу Федотьеву в новом 25-летии его служебной деятельности доброго здоровья, неистощимой, юношеской энергии в дорогом для него педагогическом деле и новых служебных успехов.
К 60-летию священства протоиерея Симеона Васильевича Зимина. (с. Муравлянка, Сапожковского уезда, Рязанской губ.). (Корреспонденция). Во время славной, продолжительной службы Св. церкви – Рязанские архипастыри всеми мерами отличали и поддерживали **) доброго пастыря: между прочим, неоднократно предлагали они перемещение в города, даже в губернский – в виде поощрения. Но пастырь, считая свое соединение с богоданной паствой – волею Божиею, уклонялся от чести и материальной пользы, оставаясь среди своих богоданных духовных детей, между которыми осталось только 2-3 сверстника, а работающий возраст всего прихода им крещены, им обучены и просвещены в храме и школе, им повенчаны, - с его молитвой и благословением провожали в вечность своих присных…. _________________ *) См. Ряз. Епарх. Вед. № 20-й за текущ. Год. **) Была нужда и в этом – не только в старое «крепостное» время, но и позже.
Естественно, что в день торжественного богослужения празднования 50-летнего юбилея священнослужения, 10 лет назад, - в 1901 г. когда в церкви был весь приход и многое множество священнослужащих и народа, и старец-пастырь сказал прихожанам: «С вами жил, с вами хочу умереть, чтобы предстать пред Господом-Судией: «се азъ и дети мои», то в храме раздался плач и возгласы: «оставайся с нами… отец наш». (Рязанские Епарх. Ведомости, 1902, № 10, стр. 293). Для характеристики взаимоотношений пастыря с своими пасомыми может служить – постоянное их обращение к нему с своими нуждами, особенно чрезвычайными. Между прочим, - обучаясь в Семинарии еще в то время, когда там преподавалось и земледелие в смысле сельского хозяйства, Батюшка, пользуясь приобретенными знаниями, привел в прекрасное состояние церковный участок земли *) (50 десятин на 2 штата). Участок, который упирался одной стороной в маленькую речку (теперь почти безводную), имел кроме пахатной земли –луговую-бугры к речке и вдоль ее лога и лес в виде ольховых и ветловых зарослей. Участок весь был окопан канавой, чем защищен - от потрав и потерь от проложения дорог; а лесок разбит на правильные части, которые и вырубались последовательно чрез определенный промежуток времени; так что в общем у духовных всегда были в запасе-ольховые и ветловые слеги-и мелкий хворост (для плетней). Случится летом пожар в селе от неосторожного обращения детей с огнем (несчастье частое), выгорела беззащитная,-безводная- часть дворов; и вот – к Батюшке тянется вереница погорельцев: «благословите – слег, - огород загородить»… Никому отказа нет. В какой нибудь час времени-от большого вороха слег-остается только пустое место… Точно так же происходит с хлебом, соломой и т.п. запасами сельского хозяйства, которыми Батюшка продолжает заниматься. Пока знают, что есть из чего давать,-приходят, просят и получают-в займы; и хлеб возвращают в большинстве самым добросовестным образом, но часто затем лишь, чтобы вновь взять… _________________ *) С неменьшим успехом Батюшка применял свои медицинские познания и опыт, всегда имея в доме необходимую аптечку и простые средства лечения; всегда имел и поддерживал пчельник, прежде больщой, к старости – маленький, но исправный, примерный для сельских хзяев; любил и поддерживал фруктовый сад, - разросшийся на старом месте в настоящий парк. В течение долгого времени – летом- дом о. протоиерея был медицинским «пунктом», куда стекалось множество больных всякого рода, получавших и совет и лекарства – от гостивших лето родных врачей,-
В одном из последних недородных годов зимою- был такой случай: Батюшке пришлось самому покупать – все и для себя и, главным образом, на корм скоту…. Разумеется, давать в займы стало нечего…. Явилось всетаки, повидимому – у какой то группы, недоверие к заявлению, что нечего больше давать…. И вот утром – заметили, что у амбара, стоящего вдали от жилых строений, сломан замок; сломан маленький замок у погреба, тоже стоящего в стороне…. По осмотре оказалось – в амбаре по всем видимостям ничего не взято, хотя было немного овса и пшена, вязки пеньки и т.п. в погребе ничто не тронуто: значит убедились, что правда – кроме необходимого там – в запасах ничего нет…. Не говорим – о тех маленьких одолжениях и тайных и явных обращениях, которые были особенно в обычае – при жизн «матушки-кормилицы», которая была счастлива прожить с супругом 51 год в приходе. *) Все женщины прихода и с болезнями, и с радостями, и с горестями – шли к своей «матушке-кормилице», которая умела и порадоваться, и утешить, и полечить – часто просто добрым словом. К ней шла беднот |